Легендарный античный пират, с которым не могли справиться ни Спарта, ни Афины

Интересное
25 июня 2020

Судьбы людей бывают удивительны. И тем они интереснее, если сохранились с очень древних времен. Путешествия Язона, конечно, относятся к разряду легендарных деяний, но тогда случались и другие одиссеи, подтвержденные документально и археологически.

В 574 году до нашей эры на одном из греческих островов, в ту пору оказавшихся под влиянием Персии, родился мальчик, приходившийся внуком одному из местных тиранов. Уже, правда, не правившему. И нарекли того мальчика Поликрат. И если родственников во главе региона у Поликрата уже не имелось, то денежки в семействе (или более точно – средства) водились, и голодное детство земледельца ему точно не грозило. Доподлинно место рождения нашего героя неизвестно, зато точно известно место последующего жительства – остров Самос.

У Поликрата имелась пара родных братьев, с которыми он и затеял семейное предприятие, ставшее возможным благодаря фамильному достатку. Собственно, почти все население острова промышляло пиратством, в той или иной мере. Так что не стоит удивляться, что братья занялись тем же самым. Правда, не рядовыми пиратами, а рангом повыше, поскольку могли себе позволить стартовать с высокой ступени.

Братья очень быстро разбогатели. Причем их богатство достигло буквально нескромных размеров. Все произошло по причине их сплоченности – своеобразная корпорация той поры. Еще им сопутствовала немалая удача. К тому же ребятки оказались беспринципными и смело нарушали все договоренности. Грабили они без особого разбора – всех, кто подвернулся и на кого хватило сил. Говорят, число кораблей братьев достигало сотни – немалая по тем временам сила.

Вазопись VI века до н. э. на так называемой "Вазе Франсуа". Из археологического музея Флоренции
Вазопись VI века до н. э. на так называемой «Вазе Франсуа». Из археологического музея Флоренции

Дошло до того, что шайка братьев могла посоперничать с армиями крупных правителей. К примеру, когда отпрыск аристократической семьи с соседнего Никсоса по имени Лигдамид затеял на родине военный переворот, то братья ссудили ему деньжат и помогли людьми. Лигдамид же познакомился с братьями очень своеобразно – его решили изгнать из родного города, и он, чтобы не пропасть, устроился в шайку Поликрата. Тогда это считалось вполне благородным занятием.

Так что знали они друг друга давно и даже, кажется, дружили – насколько могут дружить пара хищников, затеявших совместную охоту. В любом случае где-то в 546 году до н. э. Лигдамид, поднакопив силенок, пошел воевать родные земли на суше, а в это время флотилия братьев блокировала Никсос с моря, прекратив всяческое сообщение с окружающим миром. В результате блокады остров сдался, и воевать почти и не потребовалось. И новый тиран услугу эту запомнил и считал себя в долгу.

Через несколько лет (где-то между 538 годом до н. э. и 535 годом до н. э.) на Самосе затеяли широкомасштабные празднования в честь Геры. К чему Поликрат со своими ребятами основательно подготовились. По традиции всем жителям города полагалось, взяв оружие, отправиться за несколько километров за город – посетить храм богини. И оружие при этом полагалось оставлять у входа. Естественно, что братья-пираты в этом молебне участие принимать не собирались. Они просто подождали, когда все зайдут внутрь храма, и захватили всех скопом. А потом часть сил отправили завладеть ключевыми точками в городе. Где и сторожей-то не осталось.

Иллюстратор: Giuseppe Rava
Иллюстратор: Giuseppe Rava

После захвата первым делом братья укрепили акрополь – на случай войны и бунтов. Вроде афиняне стали возражать и мутить граждан, но тут Лигдамид прислал свои войска, платя по старым векселям. И сопротивление стало бессмысленным. Самос стал жить самостоятельно, без оглядки на персов и Афины.

Первое время братья правили втроем, но тут года через три-четыре Поликрат совершил переворот, убив одного из братьев. Планировалось устранить обоих, но третий бежал к персам. Тиран получил полную единоличную власть. Многие граждане покинули родные края, опасаясь за свою жизнь. Самый известный изгнанник – великий Пифагор.

Началось масштабное строительство. Сразу по двум направлениям. Во-первых, строили много кораблей. Их число достигло в скором времени 400 – это огромные силы для того времени. Причем имелись и совсем невиданные образцы, ориентированные на маневры под парусом, а не силами гребцов. Ну и пиратство стало государственной задачей – иной экономической модели Поликрат не знал. А еще развернулось городское строительство.

Первым делом, конечно, правитель отстроил себе дворец. Что по роскоши превосходил все известные образцы. А потом принялись отстраивать город. В том числе библиотеки, храмы и другие полезные заведения. Масштаб этих затей оказался настолько серьезным, что спустя много лет им завидовал сам Калигула.

Римская мозаика, найденная в руинах Дугга, что на севере современного Туниса
Римская мозаика, найденная в руинах Дугга, что на севере современного Туниса

Из очень известных строений той поры, доживших до наших дней, стоит назвать подземный тоннель, пробитый для снабжения города водой на случай осады. Прокладывали его с двух сторон сразу, причем несовпадение штолен вышло минимальным – всего 4 см! Удивительная точность даже сегодня, а что говорить о тех временах? Этот подземный акведук еще и проходил через породы с разными характеристиками, отчего половину свода пришлось крепить плитами. Тоннелем пользовались тысячелетие, а потом забросили. И заново открыли сравнительно недавно. А открыв, удивились – все неплохо сохранилось. Туристов туда, правда, не пускают, но ученые регулярно наведываются в этот тоннель, считавшийся когда-то многими греками чудом света!

При всей страсти к искусству и литературе, Поликрат не отличался моральными качествами, отчего количество недовольных им росло и на самом острове, и вокруг. Регулярно случались походы с целью захвата Самоса, но крепкие стены города и мощный флот спасали положение. Хотя как-то Поликрат отправил большие силы на помощь персам, а те взяли и дезертировали. К тому времени у тирана испортились отношения и с Египтом, так что такой убыток в силе оказался весьма некстати.

Дезертировавшие воины (40 кораблей с полным экипажем) договорились со Спартой и Коринфом, и их объединенные силы затеяли очередную войну с Самосом. И ведь почти победили, но остались без припасов. А потому решили отступить. Спартанцы ушли домой, а отколовшиеся от Поликрата силы немного попиратствовали в округе (иного не умели), не принимаемые ни на одной из земель. Пока не попали у побережья Крита в рабство. А Поликрат продолжал править в свое удовольствие.

Поликрат. Художник: Henry Ryland
Поликрат. Художник: Henry Ryland

В результате тирана все же заманили в ловушку, предложив посетить один из городов в Фессалии. Для чего сочинили легенду о желании убить правителя Персии и необходимости получения помощи от Поликрата. За что обещали половину всей казны. Поликрат, правда, не поверил, и отправил делегацию разнюхать, насколько клиент платежеспособен. Для этих послов устроили целое представление, стащив в сокровищницу даже заемные средства – чтобы богаче выглядело. И Поликрат поверил. Вот только когда он явился лично, его схватили, перебив свиту (точнее, наемников или казнили, или продали в рабство, а вот самосцев отпустили домой без выкупа и каких-либо условий). Тирана же то ли посадили на кол, то ли распяли на кресте. В любом случае неуправляемому пиратству в государственных масштабах на Самосе пришел конец.

От времен Поликрата до нас дошли развалины храма Геры, почти исправный эвпалинов тоннель, о котором уже говорилось, поэзия Анакреонта, да легенда об Ивике – певец как раз кормился у двора тирана вместе с Анакреонтом, пока его не убили разбойники по дороге в Коринф на тогдашний рок-фестиваль, посвященный Посейдону. А еще миру известны идиомы «ивиковы журавли» и «поликратов комплекс».

Источник

Поделиться новостью