Знаменитый полководец, который буквально жил войной

Интересное
23 июня 2020

Многие авторы XIX столетия стараются отправить своих разочаровавшихся в жизни героев воевать под знамена Гарибальди – имя этого великого мятежника тогда гремело по всему миру. Многие отечественные знаменитости тоже подумывали о схожем повороте судьбы, да не все сподобились, отчего отечественная словесность только выиграла. Между тем Джузеппе Гарибальди и так не расстроился – недостатка добровольцев в своих рядах он не знал.

Считается, что Гарибальди воевал за независимость Италии и радел за ее объединение. Да, этот герой во главе армии оборванцев умудрялся громить регулярные силы немцев и французов, старавшихся сохранить влияние в регионе. Но не менее часто он и проигрывал. Правда, постоянно затем находил силы продолжать борьбу, иной раз начиная все с нуля. Но воевал Гарибальди не только на родине. Он вообще из тех, кто не представлял своей жизни без борьбы. А потому воевал он по всему земному шару. Беспокойный был человек.

Началось все с того, что в детстве его готовили к церковной карьере. Чему юный Джузеппе страшно противился – он мечтал о путешествиях, хотел посмотреть мир. Так что пастора из него не вышло – в 15 лет он завербовался моряком на торговую шхуну. И через десятилетие уже числился в морском реестре капитаном.

Художник: Carlo Garacci
Художник: Carlo Garacci

Его шхуна посещала многие страны. И в российском Таганроге Гарибальди познакомился со своим земляком, вынужденно находившемся в бегах по причине политических взглядов. Вот этот эмигрант и заразил будущего мятежного генерала идеями свободы Италии. Настолько, что, как только капитан оказался по делам службы в Генуе, он поднял там восстание. Которое провалилось еще на этапе организации. И неудачливому мятежнику чудом удалось избежать ареста, убежав в Ниццу. Оттуда переправился в Тунис, где служил морским офицером у тунисского бея.

Пожив немного в Тунисе, Гарибальди вербуется на бриг, уходящий к берегам Южной Америки. И там, познакомившись с небольшой итальянской диаспорой, принял участие в войне за независимость одной из провинций Бразильской империи (тогда еще существовавшей). Конфликт известен как война Фаррапус — Оборванцев. Собственно, Джузеппе Гарибальди выступал в роли капера, захватывая торговые призы. В одном из боев получил ранение. Тут же и женился.

Немного посидел под домашним арестом, затем стал адмиралом мятежной республики, и занимался тем же каперством, только с большим размахом. Потом обеспечивал поддержку с воды сухопутным силам, лично участвовал в нескольких сражениях. Был блокирован превосходящими силами аргентинского флота и потому уничтожил свою маленькую флотилию. Перебрался в Монтевидео, где немного занимался бизнесом и учительствовал.

В родной Италии, близ Капуи. Художник: Gerolamo Induno
В родной Италии, близ Капуи. Художник: Gerolamo Induno

Когда случилась гражданская война в Уругвае, принял сторону колорадос. Снова руководил небольшим пиратским флотом. И вновь был вынужден его уничтожить, после того как аргентинцы устроили морскую блокаду столицы. Лишившись кораблей, перешел на сушу, организовав Иностранный легион, во главе которого добился неплохих успехов.

Как только узнал о начале революции в Италии, направленной на избавление от австрийской зависимости, вернулся на родину. Сначала планировал выступить во главе 1,5-тысячного корпуса в помощь Сардинской армии, но ее раньше разбили австрийцы, и руководство мятежников вынужденно заключило с противником соглашение о перемирии. Которому Гарибальди не подчинился, устроив самую настоящую партизанскую войну.

Был вытеснен на территорию Швейцарии, что дало ему некоторый отдых. В 1848 вновь перешел на территорию Италии, где занялся вербовкой нового корпуса. Как только окреп, начал борьбу за независимость Италии, воюя и против европейских держав, и против войск папы. Причем успешно – Гарибальди громил французов, австрийцев, имперцев-неаполитанцев. Правда, уступил монотонной и упорной тактике Удино. Эмигрировал в Британию.

Вернулся в Италию, набрав попутно волонтеров. Попробовал доукомплектоваться в Тоскане, но не встретил поддержки местного населения. Оказался блокированным в Сан-Марино, сумел уйти в Венецию. Потерял жену, умершую от малярии, по итогу оказался арестованным и высланным из страны.

Гарибальди с краснорубашечниками против армии Сицилии в битве при Вольтурно, 1860 год. Иллюстратор: Peter Dennis
Гарибальди с краснорубашечниками против армии Сицилии в битве при Вольтурно, 1860 год. Иллюстратор: Peter Dennis

Уехал в Америку. Недолго работал управляющим свечного производства, потом вновь стал служить капитаном торгового флота. Посетил множество стран, познакомился в Лондоне с Герценом. Получил разрешение жить на родине, где и купил небольшое островное имение. Со временем стал владельцем всего острова. Где и жил мирно до 1858 года, отказываясь от любых предложений возглавить борьбу – говорил, что не видит шансов на успех.

В 1858 случилась австро-итало-французская война, в которой Гарибальди принял участие в качестве генерала Сардинского королевства. Сначала воевал дерзко и успешно, но затем был послал на безнадежное дело, так что получил вполне прогнозируемое поражение. Не оказавшее, впрочем, влияния на ход всей кампании.

В 1860 помогал восстанию в Палермо. В 1862 организовал поход на Рим. Сражался с регулярными войсками. Получил ранение, чудом избежал ампутации – спас его русский хирург Пирогов. Во время австро-прусско-итальянской войны 1866 года получил под начало 38-тысячный корпус. Чуть было не лишил австрияков Тироля, способствовал присоединению Венеции к центральной Италии.

Собственной персоной
Собственной персоной

Снова ходил на Рим, неплохо повоевал, но его успехи носили второстепенный характер и не принесли победу объединенным силам. Получил поражение от французов, распустил свой волонтерский отряд и был отправлен в ссылку.

В 1870 году выступил на стороне французов во время войны с Пруссией. Воевал неплохо, но снова не смог оказать влияние на исход драки. Причем его полководческий талант признавали и соратники, и противники. Во время войны получил огромную популярность во Франции. И даже стал депутатом французского Национального собрания, в составе которого принимал участие в разработке французской Конституции.

В 1874 вернулся на родину, занимался литературным творчеством – написал несколько романов и опубликовал воспоминания. Жил в старом островном поместье. Был признан наконец-то итальянским правительством и получил пенсию в 50 тысяч лир (и миллион лир единовременно). Почти всю ее тратил на благотворительность. Умер в 1882 в 74 года от роду. Как сказано в заключении: от возраста и последствий ранений.

Источник

Поделиться новостью