Однажды советскому писателю явился во сне Чингисхан

Культура
22 июня 2020

История создания известного романа

Наверняка многие в детстве читали трилогию Василия Яна про монгольское нашествие на Среднюю Азию, Русь и Европу. Она включает в себя романы «Чингисхан», «Батый» и «К последнему морю». В Советском Союзе этот цикл книг был очень популярен и многократно переиздавался. Особенно первая часть.

Отдадим должное Василию Яну, из под его пера вышло не редкость живое и красочное повествование. До сих пор многие воспринимают историю монгольских походов его глазами.

А знаете, как вообще у писателя возникла идея создания этой трилогии? Без мистики не обошлось.

Опасная беседа с Чингисханом

Вообще говоря, интерес к теме монголов, Чингисхана и вообще истории кочевых народов Азии у Яна появился не случайно. Во времена Российской империи, в 1903 — 1904 гг. он, молодой еще чиновник Василий Янчевецкий, объездил весь Туркестан, побывал в Хиве и Бухаре, пересек границу и изучил Персию и Афганистан.

Василий Янчевецкий с женой и детьми
Василий Янчевецкий с женой и детьми

Позже, когда он стал писать исторические рассказы и публиковать их в журналах, подписываясь как Василий Ян (это уже конец 1920-х гг.) ему все чаще стала приходить мысль написать о великом монгольском завоевателе, радикально изменившем судьбы Азии. Но как-то все не хватало духа взяться за столь сложную тему.

Пока однажды Яну не приснился сон.

«Я увидел Чингиз-хана во сне. Мне приснилось, что он сидит при входе в свою юрту богатого кочевника, разукрашенную коврами и пестрыми дорожками. Он сидел на левой пятке, руками схватив правое колено. Пригласил меня сесть рядом, и мы стали беседовать. Неожиданно он предложил мне с ним побороться», — вспоминал позже писатель.

Единственное спасение

Что делать! Пришлось вступать в схватку, выиграть которую Ян не надеялся, поскольку Чингисхан был намного крупнее и сильнее его. Тем не менее они обхватили друг друга и начали покачиваться, пытаясь одолеть.

Монгольская борьба
Монгольская борьба

Ночной гость явно брал верх. Писатель чувствовал, что вот-вот и противник сломает ему хребет — по монгольскому обычаю. Спасение только одно, осознал он вдруг, надо скорее проснуться! Ян сделал над собой усилие и открыл глаза.

Именно после этой ночи он всерьез взялся за книгу о Чингисхане. Образ будущего героя наполнился для него той жизнью и силой, которую ощущает и сегодня каждый читатель, открывая первый роман знаменитой трилогии Василия Яна.

Скажем честно, следующие два тома уступают первому в полноте впечатлений. Наверное, так и должно быть, ведь Батый писателю во сне все-таки не являлся.

Источник

Поделиться новостью